Сразу два концерта в Магнитогорске дал баянист с мировым именем Айдар Гайнуллин, собравший все возможные регалии исполнительского, композиторского и даже вокального искусства, но так и оставшийся по-детски непосредственным, а главное, жадным до всего нового в попытке популяризировать любимый инструмент во всём мире.
– Я счастлив быть здесь, Челябинская область мне почти родная, поскольку мы очень часто выступали здесь, в том числе в Магнитогорске, с моим другом Денисом Мацуевым, – начинает рассказ Айдар Акреметдинович. – Нынешним же приездом сюда я обязан маэстро Ренату Рифатовичу, которого тоже почитаю за честь называть другом и с которым неоднократно выступал.
Ренат Жиганшин – а речь именно о нём – известный дирижёр, выступающий с самыми именитыми музыкальными коллективами России. Раньше он жил и работал в Нижнем Новгороде, теперь тем, что на его сцене дирижирует сам Ренат Рифатович, может похвалиться Магнитогорский театр оперы и балета. Ренат Жиганшин и стал инициатором приезда к нам блестящего баяниста, которому рукоплещет весь мир – как в сольном творчестве, так и в коллаборациях с самыми неожиданными сочетаниями инструментов, направлений, стилей и характеров. Таково новое поколение музыкантов – дерзкое, не боящееся ломать устои, однако дерзость эта зиждется на масштабных знаниях академической школы. Айдар Гайнуллин, к примеру, имеет диплом столичного музыкального колледжа при институте имени Шнитке, а также Российской академии имени Гнесиных и Берлинской высшей школы музыки имени Эйслера.
– Когда Айдар дал концерт в зале нижегородской филармонии, это был фурор, он влюбил в себя буквально всех! – вспоминает Ренат Жиганшин. – И Магнитка, уверен, примет его тоже с восторгом.
Сочетание баяна с симфоническим оркестром – явление в концертной жизни страны не частое.
Во-первых, музыки написано слишком мало, а во-вторых, концертный баян со своей пятирядной «клавиатурой» звучит настолько роскошно, что ему и ансамбль не нужен – как, кстати, и органу, звуки которых неопытные любители музыки могут даже перепутать. Ведь оба инструмента относятся к духово-клавишной группе, когда звукоизвлечение происходит и от раздутия мехов, и от удара по кнопочкам-клавишам. Так что сама по себе форма магнитогорского концерта – с симфоническим оркестром – уже вызывает неподдельный интерес. А теперь усильте впечатление тем, что с Айдаром Гайнуллиным в Магнитогорск приехал ещё один музыкант с мировым именем – ударник Сергей Шамов, «фишечкой» которого является любовь к аутентичным и старинным ударным инструментам. К примеру, кахон, придуманный перуанскими рабами в XIX веке: не имея возможности играть на «настоящих» барабанах, запрещённых рабовладельцами, они использовали для игры ящики, в которые собирали на плантации фрукты – в данном случае апельсины. А сейчас для кахона пишут музыку – даже с симфоническим оркестром.
– Я окончил Московскую консерваторию и аспирантуру, преподаю больше десяти лет, являюсь доцентом консерватории, кандидатом наук, – рассказывает о себе Сергей. – Диссертация была посвящена исследованию ударных инструментов в драматическом театре, и моё академическое образование даже без помыслов в сторону эстрады дополнилось другими жанрами ударной музыки. Потом познакомились с Айдаром, собрались поиграть в коллаборации – понравилось, созвонились и собрались снова… Теперь концертируем по всему миру.
Планируя в Магнитогорске всего один концерт, музыканты дали два – и оба с аншлагом.
Атмосфера была на грани эйфории, а музыканты – на грани гениальности.
Заслуженный артист Татарстана, в портфолио которого 18 побед в престижнейших международных конкурсах, Айдар Гайнуллин начинал классическим музыкантом. Но рано стал экспериментировать – особенно, после знакомства с любителем джаза Денисом Мацуевым, с которым много выступал по всему миру в составе стипендиатов благотворительного музыкального фонда «Новые имена».
– Попросил как-нибудь научить джазу и меня – и он открывал новый мир – пентатоника, блюзовая гамма, импровизация, – улыбается Айдар. – Потом пути немного разошлись – я позвонил через время поздравить Дениса с победой в конкурсе имени Чайковского. Он: «Ты куда пропал? Давай – в мой фестиваль!» И – мы снова начали гастролировать.
Больше экспериментов «подарила» работа – музыканты ведь, чего стесняться, на заре карьеры не гнушаются игрой на свадьбах, корпоративах, в ночных клубах… Манера игры получала новые оттенки, но – пока оставалась в академических рамках. Но потом он устроился музыкантом в театр.
– Думал, театр – нечто рафинированное, высокое, но именно здесь меня научили «шалить» – требовали «неправильную», свободную игру, – говорит баянист. – Просили рвано, брутально – и я, можно сказать, знакомился со своим инструментом заново.
– Вы производите впечатление стартапера: увлеклись – заслужили успех – остыли и бросили – пошли заниматься новыми проектами.
– Сочинением музыки я занимаюсь в качестве хобби, баловства… Или когда просят сделать что-то новое для меня и потому интересное. И всё-таки основная моя работа – баян, – смеётся в ответ. – Для кино пишу и теперь – но больше для сериалов. Вот скоро в эфире Первого канала (16+) пройдёт новая многосерийка, музыку для которой сочинил я – но пока говорить об этом не имею права, промоушн ещё не начался. Что касается побед… За десять месяцев я победил в восьми международных конкурсах – это был рекорд, который мы поначалу хотели даже отобразить в Книге рекордов… Но потом подумал: ну зачем мне это? – званий и регалий к тому времени было много, всего на моём счету 18 побед в международных исполнительских фестивалях… Так что я не остыл – я «взял» их все, второй раз ехать участником было бы просто некорректно. Нет, никто не запрещает – но я решил дать дорогу молодым талантам.
– Вы – коренной москвич, и если русский фольклор в вашем репертуаре понять можно, то татарский – это неожиданно… Откуда в рафинированном жителе столицы, а теперь и Берлина, студенте консерватории – татарские наигрыши?
– Каждое лето с самого раннего детства я бывал и бываю теперь у родственников в татарской деревне Кзыл-Чишма Батыревского района Республики Чувашия, где и проникся татарскими мелодиями. Собираемся с родными – а семья у нас большая, и почти каждый вечер я играю на баяне татарские песни, танцы... Так что – да, я пропагандирую всю хорошую музыку – русский фольклор, татарский, классику, джаз, танго и даже тяжёлый рок. И постоянно ищу интересные сочетания и коллаборации – чтобы каждый раз удивить публику всего мира и открывать для неё и себя новое звучание моего инструмента. А в Кзыл-Чишме хочу организовать музыкальный фестиваль и собрать на нём своих друзей – больших музыкантов. Дело в том, что, благодаря известной бизнес-вумен Гузелии Сафиной, Кзыл-Чишма стала известным местом: Гузелия Мухарямовна построила там центр для одарённых детей «Сэлэт», и там проходят очень атмосферные праздники и народные гуляния.
– Живя на два города, вы работаете по всему миру. Как определяете репертуар для разной публики? Что больше востребовано за границей – фольклор, классика, оригинальный репертуар, не свойственный баяну?..
– Везде «съедают» с восторгом всё – и известные произведения в звучании баяна, и неизведанное, впервые услышанное – татарские мелодии, к примеру… Разумеется, любят и с овациями воспринимают русский фольклор, а ещё с искренним удивлением и наслаждением реагируют на неожиданные и даже экзотические сочетания музыкальных инструментов. Вот недавно давали концерт в турецкой Анкаре – с президентским оркестром, со съёмками главным телеканалом страны… И люди пребывали в восхищении индийской флейтой бансури, редкими ударными инструментами, колоритными обработками классических произведений, народными напевами… Были и благодарны за их родные мелодии. А уж когда мы «проводили» их через целую серию напевов, искусно и тонко «рождая» один из другого, а потом «выводили» на турецкие всем известные песни – тут уж они аплодировали стоя. Как из незнакомой мелодии «выплетается» с детства тебе известная, а потом ещё, ещё, и всё это вырастает в единое и очень колоритное полотно, и оно уникально, поскольку каждый концерт абсолютно эксклюзивен, и изюминку этой эксклюзивности создаёт мощнейший обмен энергетикой между исполнителями и залом.
– Исполнитель, композитор, вокалист, академик академии кинематографических искусств, победитель всех возможных международных фестивалей, вокалист, артист, которому рукоплескали лучшие концертные залы по всему миру, наконец, сын, муж, отец… Что из приведённого списка вам ближе и роднее всего?
– (Смеётся). Всё забираю – ни от чего не откажусь. Но начну, пожалуй, с «баяниста». Ой, кстати, интересная история в Турции произошла. Слово «баян» в мире понятно далеко не всем – больше инструмент известен как хроматический аккордеон, и за границей в афишах я пишу именно так. А в турецком языке слово «баян» не просто непонятно в применении к музыке, а ещё переводится как «женщина». И вот однажды на вопрос: кто я по музыкальной специальности? – я ответил, что играю на баяне, мой турецкий собеседник завистливо вздохнул: «Старик, какая классная у тебя работа!»